Что делать, если Ваше предприятие реорганизуется?

Экологи предприятий знают, как часто происходят реорганизация либо реструктуризация на производстве, и очень редко случается так, что руководство заранее предупреждает об этом экологическую службу. Что же делать экологу, который только-только наладил природоохранную деятельность на предприятии, когда на него обрушиваются нововведения и изменения? Об этом коротко в статье.

     Для начала определитесь как можно конкретнее ,что именно произойдет с вашим предприятием и в какие сроки. Принципиально важно, будет ли это просто переименование, либо присоединение другого предприятия к вашему, либо закрытие/открытие производственных линий, либо смена адресов хозяйственной деятельности.
     При этом важно учесть, будет ли произведен переход прав (правопреемственность) от предыдущего юридического лица к новому. Если да – необходимо вовремя предпринять шаги к переоформлению природоохранной документации, однако сделать это будет намного проще, нежели при отсутствии правопреемственности, в случае чего придется всю документацию по экологии оформлять с самого начала.

Представляем вашему вниманию краткую инструкцию к действию эколога в данной ситуации

Лицензия на обращение с отходами производства и потребления
     Согласно Федеральному закону № 99-ФЗ от 04.05.2011г. предприятие-природопользователь вправе подать прошение о переоформлении лицензии, если оно подверглось реорганизации. Под реорганизацией понимается, согласно ГК РФ, слияние с другим юридическим лицом, присоединение другого юридического лица, преобразование, разделение, выделение юридического лица. Кроме того, можно ограничиться переоформлением лицензии при смене юридических адресов. При соблюдении данных условий Росприроднадзор обязан предоставить новый бланк лицензии в срок до 15 дней. 
     Если же: 
          • появляется новый заявленный вид обращения с отходом,  
          • новая технология обращения,
          • изменяется перечень отходов, 
          • добавляются новые производственные площадки,
     необходимо получать лицензию заново.
     Внимание: если лицензия предприятию была предоставлена еще Ростехнадзором, необходимо собрать заново полный перечень документов для лицензирования (примерный перечень документов представлен на нашем сайте).

Паспорта отходов
     Согласно Приказу Ростехнадзора № 570 от 15.08.2007 г. Паспорта на отходы можно переоформить только в том случае, если были внесены изменения по данному наименованию отхода в ФККО (Федеральном классификационном каталоге отходов) на государственном уровне. Иными словами, любые самые незначительные изменения реквизитов (наименование, адрес, организационно-правовая форма), а тем более изменения в производственной технологии, приводят к необходимости разработки и согласования нового паспорта на данный отход.
     Внимание: если на вашем предприятии в ходе реорганизации происходит выделение дополнительных адресов осуществления хозяйственной деятельности с аналогичным типом производства, новые паспорта разрабатывать на эти адреса не нужно, достаточно иметь действующие паспорта на уже имеющиеся адреса места нахождения.

Проект обоснования размеров санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
     Исходя из требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 3.12, 3.14, при реорганизации/реструктуризации предприятия необходимость создания нового проекта обоснования расчетной СЗЗ не вызывает сомнений, особенно если изменения затронули технологию производства. При этом необходимо обратить внимание на то, что требования по проектированию СЗЗ для многих объектов в последнее время изменялись. Так, для объектов IV-V класса по санитарной классификации разработка СЗЗ не является больше обязательной. Объекты I-III класса опасности обязаны разработать новый проект расчетных размеров СЗЗ, и на его основании провести натурные замеры с привлечением лаборатории для подтверждения расчетных размеров в качестве окончательных размеров СЗЗ.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
     Действующий Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 устанавливает требования, что «Лимиты на размещение отходов» необходимо переоформлять, если изменились: 
          • наименование организации (Ф.И.О. для ИП), 
          • организационно-правовая форма, 
          • адрес места нахождения, 
          • номер и реквизиты ОГРН (ЕГРИП).
     В указанных случаях переоформление «лимитов» производится в минимальные сроки с малым пакетом документов. 
     Внимание: если Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение выдан Ростехнадзором, переоформлению он не подлежит, только разработка нового ПНООЛР и получение новых «лимитов».
     В случае изменений в технологии производства так же необходимо разрабатывать новый ПНООЛР. Если у вашего предприятия открылись новые производственные площадки, для них придется разработать новые отдельные тома ПНООЛР, так как понятие «корректировка ПНООЛР» в действующем природоохранном законодательстве не предусматривается.

Проект нормативов предельно допустимых выбросов ЗВ в атмосферу и разрешение на выбросы (ПДВ)
     Если ваша организация входит в перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, то есть контролируется Росприроднадзором, то разрешение на выброс вы можете переоформить с минимальным пакетом документов (заявление, действующие оригиналы документов, оплаченная пошлина, справка от предприятия). Если вы относитесь к сфере контроля местных органов исполнительной власти в области охраны природы, то пакет документов подается туда при условии, что разрешение вы получали именно в этом органе. Если разрешение на выброс ЗВ согласовано еще Росприроднадзором, а тем более еще Ростехнадзором, - придется пройти всю процедуру получения разрешения заново.
     Переоформление разрешения осуществляется при изменении наименования или иных формальных реквизитов организации. Если меняется структура промплощадок, технология производства – необходима разработка нового тома ПДВ.